Тысячелетний союз

Виктор Ботов

Возникший  в 632 году Арабский халифат стремительно расширил свою территорию, и к 642 году его войска вышли к границе с Хазарией, вскоре превратившейся в могущественное государство. Жившие в предкавказских степях тюркоязычные хазары и кавказские народы в ряде войн остановили продвижение арабов и к концу VIII века между двумя державами установились мирные отношения, скреплённые взаимовыгодным участием в торговле по Великому шёлковому пути.

На Северном Кавказе арабам удалось закрепиться только в Дербенте, который охранял самый удобный проход из Великой степи в Закавказье. По нему  кочевники обрушивались на земледельческую цивилизацию, и значение этого места было оценено давно. Во времена Сасанидского Ирана в Дербенте для  защиты от гуннов были построены укрепления, увенчавшиеся возведением  в начале VI века одной из самых мощных каменных крепостей того времени. Позднее для охраны владений халифата от набегов грозных степняков в городе был размещён арабский гарнизон.

Во второй половине IX  века власть багдадских халифов над окраинами их державы ослабела, и в Закавказье стали возникать независимые владения во главе с арабскими по происхождению династиями.  Дербент также превратился в небольшое государство, в котором правили эмиры, опиравшиеся на арабскую знать города. Южнее возникло более крупное государство Ширван со столицей в современной Шемахе. В нём правил знатный арабский род, принявший звание ширваншахов. Честолюбивый  ширваншах Минучихр решил расширить свои владения и попытался завоевать маленькую горную страну. Он разбил дербентское войско,  но захватить город-крепость не сумел.

Дербентский эмир Мансур для защиты от более сильного противника обратился за помощью к правителю соседнего Сарира, на дочери которого был женат. Горцы в ту эпоху было христианами. Только гарнизон Дербента был из арабов-мусульман, которые обратили в свою веру часть городской округи. Через Северный Кавказ проходили важные торговые пути, что обуславливало веротерпимость и мирные отношения между соседями.  

Мансуру благоприятствовали родственные связи его тестя сарирского царя по имени Спас-Иисус. Одна его сестра была замужем за царём Алании Урдуром, другая –  за черниговским князем Мстиславом, сыном Владимира Святого. К этому времени Урдура уже не было в живых и Аланией правил его сын, приходившийся Спас-Иисусу племянником. В занимавшем западную часть Кавказа Тмутараканском княжестве правил другой его племянник Евстафий Мстиславич. Молодые правители откликнулись на призывы о помощи своему дербентскому свойственнику. Мстислав дополнительно прислал сыну черниговских воинов, а его брат правитель Руси Ярослав Мудрый выделил своему племяннику  в помощь новгородско-варяжский отряд.

 За притесняемых могущественным соседом дербентцев вступился весь Северный Кавказ и русские князья. Воины из Новгорода прибыли в Дербент по Волге и Каспию, остальные русские отряды собрались в Тмутаракани, стоявшей на Керченском проливе в районе современной  станицы Тамань. Оттуда  они проследовали через весь Кавказ, собирая по пути союзников из горцев.

В походе приняли участие предки всех современных народов Северного Кавказа, включая адыгов, черкесов, кабардинцев, абхазов, карачаевцев, балкарцев, чеченцев, ингушей, кумыков, дагестанцев. В варяжском отряде были шведы, норвежцы и исландцы, так что география воинов сводного войска охватывала почти пол Европы.

Соединёнными усилиями удалось разбить ширванскую армию. Зачинщик конфликта Минучихр бежал из своей страны, угроза захвата Дербента была снята. Давние события подверглись в местных хрониках фальсификации. Хронисты преуменьшали неудачи своих правителей и преувеличивали их успехи. Но совсем недавно, благодаря исследованиям русским и скандинавским источников,  удалось восстановить истинный ход событий.

Это был не первый приход русов на помощь правителям Дербента. В 987 году Владимир Святой, будучи в военном походе в Хазарии, получил просьбу о помощи от дербентского эмира Маймуна, предка Мансура, против которого восстали его подданные. Флот Владимира Святого подошёл с Волги к Дербенту и помог Маймуну справиться с мятежом.

Обрывочные сведения имеются о более ранних походах русов на Кавказ и об их мирных поселениях среди горцев. Так в арабских географических сочинениях, чьи сведения восходят к началу IX века, описаны три группы кавказских русов. Одна проживала в дельте Кубани, где создала Тмутараканское княжество, вторая –  в Алании, в районе Садонского месторождения серебряных руд, третья – в Дагестане, в районе аула Кубачи, в котором сохранились предания о приходе их предков с далёкого запада.

Один из торговых маршрутов вёл от Тмутаракани вдоль Кавказа к Дербенту, что создало условия для дружеских отношений и взаимопомощи всех расположенных вдоль него стран, мирному проникновению русов вдоль этого пути на восток. Русско-кавказскому военно-экономическому союзу более тысячи лет.

Новые исследования только приоткрыли завесу над тайнами кавказской истории. Счастливым исключением стал поход 1032 года. В нём принял участие ряд выдающихся личностей, ставших героями сказаний. Поэтому о нём мы знаем гораздо больше, нежели об иных сходных событиях.

Воеводой новгородцев был шведский эмигрант на русской службе Эйлив, которого на русский манер звали Глебом Володьевичем. Он стал историческим прообразом богатыря Ильи Норманна, то есть скандинава. На Руси норманнов звали мурманами, и отсюда происходит название Мурманский берег на Кольском полуострове, что сохранилось в названии города Мурманска. На русской почве имя былинного Ильи Мурмана трансформировалось в более понятное имя Ильи Муромца, уроженца города Мурома. Былины запечатлели кавказский поход Ильи.

Варяжский отряд возглавлял шведский принц Эмунд Старый, позднее ставший шведским королём, и поэтому поход был описан в скандинавских сагах. Внук Эмунда Симон Варяг стал русским святым, а его потомок св. Сергий Радонежский вошёл в число главных небесных покровителей России.

Одним из воевод тмутараканского войска был Роман, сын касожского князя Редеди, ранее погибшего в поединке с Мстиславом Владимировичем.  По условиям поединка Мстислав забрал детей Редеди и воспитал их в своей семье, выдав за Романа свою дочь. Касоги же мирно вошли в состав Тмутараканского княжества.

Часть потомков Редеди и Мстислава после падения Тмутараканского княжества переселилась на Русь, и вошла в состав российского дворянства. Из их числа был знаменитый флотоводец  Фёдор Ушаков, не так давно причисленный к лику святых. Другая часть осталась жить в низовьях Кубани, чем объясняется странная на первый взгляд женитьба Ивана Грозного на кабардинской княжне Кученей. Потомки Редеди были среди приближённых царя и сохраняли память о своей кубанской родне.

Но самым знаменитым участником похода был Иван (Ян), предводитель живших в предкавказских степях булгар. Булгары были предками современных казанских татар, чувашей, карачаевцев и балкарцев.

Иван прославился ещё в юности, победив в единоборстве печенежского богатыря. Он был из семьи простых булгарских ремесленников, занимавшихся выделкой кож. Отсюда его прозвища – Усмошвец (портной по коже) и Кожемяка. За подвиг, позволивший одержать победу над грозными печенегами, Владимир Святой возвысил юношу и сделал его князем находившихся на русской службе сородичей. Позднее Иван со своими воинами охранял восточную границу Тмутараканского княжества.

После того, как Иван скончался, он за свои посмертные чудотворения был прославлен под монашеским именем Никита Кожемяка в качестве святого и стал героем былин и сказок, победителем дракона. В музее Ставрополя хранится мраморный крест, стоявший над его могилой в станице Преградная. На кресте в вырезанной на славянском языке надписи он гордо поименован русским князем. Этот титул унаследовали его потомки из знатного карачаевского рода Урусбиевых, чьё прозвание так и переводится –  русские князья.

Воины легендарного похода 1032 года стали героями сказаний, святыми или предками святых, а сам поход –  олицетворением древнего союза русского и кавказских народов. Это особенно важно сегодня, когда геополитические враги России пытаются вбить клин между населяющими её народами, сделать из Кавказа, других многонациональных регионов пороховую бочку, чтобы взорвать Русский мир, а затем превратить всё человечество в рабов кучки обезумевших от власти и денег политиканов.

Тысячелетнее русско-кавказское боевое братство показывает свою прочность сейчас на полях сражений с украинскими нацистами, пошедшими в прислужники к коллективному Западу, творящими чудовищные преступления и  готовыми залить кровью всю Россию.

Подвиги древних и современных героев достойны мемориалов, полотен, памятников, фильмов. Возрождённый в новом материале крест Ивана-Никиты Кожемяки, предка булгар, героя кавказских и русских сказаний,  может стать одним из краеугольных камней в деле увековечивания памяти защитников Русского мира всех времён и народов.